Тренды digital-маркетинга в 2023 году: геосервисы, автоматизация и геймификация

Мы проверили, насколько изменился маркетинг в 2023 году. В статье речь пойдёт о новых digital-трендах, которые укрепились с конца еще прошлого года и уже набрали оборот за первые полгода нового. Рассказываем об этом сейчас, чтобы вы уже начинали строить будущую digital-стратегию, ведь скоро эти тренды перейдут в разряд «необходимость».

Оглавление

Тренд 1. Отказ от файлов cookie и переход на Google Analytics 4

С 1 июля 2023 года Google внедряет новые инструменты для того, чтобы обеспечить конфиденциальность в своих продуктах и сервисах, ограничив срок хранения личной информации и связанных данных. Так компания хочет обезопасить пользователей от несанкционированного доступа к их аккаунтам, даже если они больше не пользуются сервисами Google.
В 2024 из Google Chrome пропадут сторонние файлы куки: то есть бизнесам нужно будет самостоятельно собирать информацию о потенциальных клиентах. Например, через локальные сервисы аналитики (Seller Fox, MPStats, Orange, SEO Checker, Domo) или опросы. Маркетинговый процесс усложняется. Наше предположение: отказ от cookie вызовет у пользователей больше доверия, и тогда они сами захотят делиться данными с компаниями взамен на полезный контент, программу лояльности, консультации экспертов и так далее.
Так, компания отказывается от Universal Analytics и переходит на Google Analytics 4. В Universal Analytics было два пользовательских показателя: «Всего пользователей» и «Новые пользователи», а в Google Analytics 4 – три: «Всего пользователей», «Активные пользователи» и «Новые пользователи». То есть модель сбора данных в UA строилась на основе сеансов и просмотров пользователям страниц, в GA4 − на основе действий пользователя.
В отчете GA4 digital-специалист увидит:

  1. Сколько пользователей начали сеанс просмотра сайта.

  2. Сколько из них просмотрело товар.

  3. Сколько пользователей добавили товар в корзину.

  4. Сколько начали оформлять покупку.

  5. Сколько пользователей совершило покупку.
Преимущества GA4:

  1. Кроссплатформенность: можно пользоваться одним ресурсом как для веб-сайта, так и для приложений iOS и Android.

  2. Кроссдевайсное отслеживание: Google Analytics 4 позволяет связывать между собой действия пользователя с разных устройств.

  3. Расширенный отчет: возможность увидеть полный путь пользователя и избавиться от сложностей, которые возникали раньше, если ваш digital-отдел пытался проанализировать переходы пользователей между платформами (веб-браузер > мобильное приложение > картографический сервис > веб-браузер).
Кроме того, некоторые платные инструменты из UA в GA4 стали бесплатными. Например, «Исследования» – теперь можно создавать настраиваемые отчеты и узнавать больше о поведении пользователей: взаимодействие с сайтом компании или движение по этапам воронки.
На что обратить внимание: изучить показатели в GA4, пересмотреть структуру событий при переходе в GA4, адаптировать внутренние отчеты и дашборды, чтобы понимать, в каком направлении выстраивать digital-стратегию в 2024-м году.
чат-бот
В отчете есть данные о новых пользователях, сеансах и взаимодействиях, доле вовлеченности, конверсиях и доходах
Яндекс.Директ подошёл к вопросу оптимизации рекламных компаний с помощью стратегий из набора настроек для решения конкретной рекламной задачи. То есть они помогают определить, какой именно результат должна принести рекламная кампания:
  • получить максимум кликов по указанной средней цене клика или максимум кликов за указанный бюджет;

  • привлечь трафик на сайт;

  • получить максимум полезных действий;

  • оптимизировать рентабельность.
чат-бот
Экран выбора стратегии в Яндекс.Директ

Тренд 2. Модель O2O, омниканальность и автоматизация

Кросс-платформенный маркетинг стал всеобъемлющим: это касается комплексного использования онлайн- и офлайн-площадок. Эта маркетинговая стратегия называется O2O (online-to-offline или offline-to-online), которая строится на сборе и обработке данных о поведении пользователей из разных источников. Например, операторы, передающие данные из кассовых аппаратов и терминалов самообслуживания в банк, маркетплейсы, мобильные операторы, интернет-магазины, супермаркеты возле дома. На основе этой информации можно разработать персонализированное предложение клиенту.
Модель предполагает «бесшовное» взаимодействие с пользователем. Основная идея − продолжать вести коммуникацию с пользователем с того момента, где она закончилась в предыдущий раз. Так точки контакта с клиентом могут переходить из офлайна в онлайн и обратно. Например, вы вводите промокод, который получили от продавца в офлайн-точке магазина, на сайте.
Такой формат взаимодействия потребует дополнительные аналитические инструменты. С учётом этого тренда RocketData разработала и внедрила продукт «Трекер локальных позиций», который помогает отслеживать позиции компании на картах и показывает, как ранжируются карточки компании по целевому запросу в заданном радиусе, а также позиции конкурентов. Трекер помогает понять, как клиенты находят ваш бизнес в интернете, и сравнить свою компанию с конкурентами поблизости.
Трекер локальных позиций
Отслеживайте позиции компании в локальной выдаче по целевым запросам, находите точки роста и улучшайте результаты продвижения

Тренд 3. Гиперперсонализация и социальные сети как торговая площадка

В 2023 году персонализация стала более детальной. При выстраивании коммуникации с клиентом маркетологи должны учитывать его предыдущий опыт взаимодействия с компанией. Такую стратегию уже используют интернет-магазины, маркетплейсы и службы доставки: предлагают добавить в корзину сопутствующие товары, те, которые пользователь уже покупал или оставил в корзине.
чат-бот
Письмо, где интернет-магазин напоминает пользователю купить товар, который он уже добавил в корзину на сайте
чат-бот
«Яндекс Еда» предлагает пользователю повторить заказ. А Ozon — вернуться к товарам, которые он просматривал, чтобы смотивировать всё же купить их
Также следует учесть, что больше всего информации о пользователях сейчас находится в социальных сетях. Исследования утверждают: более 50% пользователей уже ищут товары и услуги в соцсетях. Из них около 90% пробовали связаться с компаниями на таких площадках.
На что обратить внимание: соцсети и мессенджеры будут становится в один ряд с маркетплейсами. Это может изменить рынок онлайн-торговли, в котором соцсети и мессенджеры будут основными каналов продаж. Поэтому сейчас стоит уделить внимание не только созданию каталога и красивым фотографиям товара на странице вашего бренда в социальных сетях, но и обучить сотрудников быстро и корректно реагировать на сообщения в соцсетях.
Использование этого канала коммуникации и продаж сделает бизнес ближе к клиенту. Первостепенная задача бизнеса в этом случае — выбрать площадку, которая будет соответствовать особенностями отрасли бренда: Twitter и LinkedIn, Tik Tok, Instagram или Telegram. Напомним, что последняя площадка в этом году стала активно развивать новые рекламные инструменты: от объявлений в каналах, аудитория которых достигла 1000 пользователей до внедрения формата «сторис».
чат-бот
Реклама внутри Telegram-канала RocketData

Тренд 4. Нейросети и машинное обучение

Нейросети резко ворвались в 2023 год и вызвали разные реакции. С одной стороны, искусственный интеллект автоматизирует и упрощает работу. С другой – теперь компаниям нужны «цифровые» сотрудники: операторы колл-центров, чат-боты, аналитики, администраторы SAP-системы. Эти позиции требуют от кандидатов навыков работы с искусственным интеллектом: от постановки задач до контроля реализации проектов.
Бизнес внедряет нейросети в свои продукты и уже сейчас ИИ пишет связные тексты, создаёт и корректирует изображения, видеоролики, генерирует голоса, анализирует и систематизирует массивы документов. И одно из самых больших преимуществ нейросети − это способность самообучаться.
В платформу RocketData, например, уже интегрирован ChatGPT, который помогает формировать ответы на отзывы пользователей в карточках геосервисов и карт, учитывая контекст, тональность и особенности бизнеса.
чат-бот
Ответы на отзывы с нейросетью
Быстро и персонализированно отвечайте на отзывы клиентов с помощью генератора ответов на основе GhatGPT

Тренд 5. Геомаркетинг и смешанная реальность

Разработчики картографических сервисов продолжают упрощать процесс взаимодействия пользователей с картами и геосервисами и внедрять новые технологии. Мы уже рассказывали, как голосовой поиск может повлиять на продажи вашего продукта и увеличить пешеходный в точки продаж.
VR-технологии подводят мир к бесконтактному взаимодействию с интерфейсами, которые не требуют от пользователя специального оборудования (например, VR-очки). В Microsoft такое взаимодействие называют непосредственным манипулированием. Это модель вводапредполагает прикосновение к голограммам непосредственно руками. Суть этого принципа в том, что объекты ведут себя так же, как в реальном мире. Кнопки можно активировать, просто нажимая их, объекты можно выбирать, хватая их, а двумерное содержимое ведет себя как виртуальный сенсорный экран.
геомаркетинг голосовой поиск
Непосредственное манипулирование основано на возможностях интерфейса, и оно удобно для пользователей., так как не подразумевает символические жесты. Все взаимодействия построены вокруг визуального элемента, до которого можно дотронуться или схватить. В Microsoft эта технология разработана и внедрена в очки виртуальной реальности HoloLens 2.
Компания Mapbox уже тестирует бесконтактное взаимодействие с картами, используя фронтальную камеру устройства. Разработчики добились такого результата благодаря множеству экспериментов и объединению технологий OpenAI ChatGPT, данных OpenStreetMap Foundation, картографических данных Ordnance Survey, отслеживания рук TensorFlow и распознавания голоса на основе браузера.
Гайд «5 шагов для прокачки карточки в Яндексе»
Рассказываем о возможностях Яндекс Карт, которые помогут продвинуть вашу компанию в локальном поиске

Тренд 6. Геймификация и метавселенная

Тренд на геймификацию перешёл из образования в рекламу. В основе лежит интерактивный контент, который подразумевает взаимодействие с пользователем с помощью каруселей, тестов, квизов, калькуляторов, схем, инфографики, конструкторов и других игровых механик. Интерактивный контент в отличие от текстов, фото и видео позволяет пользователю участвовать в создании информации, а не просто потреблять её. Такой контент повышает вовлечённость пользователей, увеличивает конверсию, облегчает сегментацию аудитории и закрепляет информацию о бренде в её сознании.
геомаркетинг голосовой поиск
Игра Кинопоиска по угадыванию победителей «Оскара-2023». За угаданную позицию участник получал и накапливал баллы, которыми можно было реально оплатить покупки во всех сервисах «Яндекс Плюса»
Сопутствующий геймификации тренд – метавселенная. Это иммерсивная компьютерная среда, в которой люди взаимодействуют между собой, используя виртуальные объекты: рассчитываются цифровыми деньгами, создают и исследуют цифровые пространства. Уже сейчас есть цифровые магазины, уникальная виртуальная одежда, предметы мебели и искусства, которые можно приобрести в digital-пространстве. Как и в реальном мире, вы можете создать не только продукт, но и прорекламировать его для своей целевой аудитории. Схожее направление − дополненная реальность, позволяющая увидеть, как будет выглядеть интерьер вашей будущей квартиры и вид из окна, даже если дом ещё не построен.
Бренд Balenciaga создал экипировку для персонажей компьютерной игры Fortnite

Резюме: как учитывать digital-тренды 2023 в своей маркетинговой стратегии

Тренды в digital-маркетинге в 2023 подталкивают бизнес к глобальной автоматизации процессов с помощью новых инструментов аналитики, искусственного интеллекта и метавселенных. Ежедневно появляются дополнительные каналы продвижения, а проверенные инструменты адаптируются к поведению пользователей и предлагают новые стратегии привлечения аудитории.
Если в начале 2023 года бизнес ориентировался на сиюминутные потребности пользователей, то сейчас при формировании стратегий digital-маркетинга компании должны учитывать грядущее размытие границ между реальным и виртуальным мирами и стараться оказаться на виду у пользователя там, где он появится в следующий раз – будь это почта или маркетплейс.
Подпишитесь на рассылку RocketData
1 письмо в неделю со свежими материалами из мира локального маркетинга и работы с репутацией: советы, лайфхаки, краткие гайды, исследования